понедельник, 27 марта 2017 г.

Познавательная экскурсия

БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНОСТИ

Клинописная глиняная библиотека Древнего Ниппура
Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н.э., найденное в храме вавилонского города Ниппур (нынешний Ирак). Это собрание книг располагалось в 70-ти огромных комнатах и насчитывало до 60 тыс. глиняных табличек, на которых были распознаны тексты, содержащие информацию о религиозных событиях (например, сказание о Великом Потопе), тексты песен божествам, легенды и мифы о возникновении цивилизации, различные басни, поговорки и пословицы. Здесь также имелись своды законов, географические, исторические, ботанические, филологические, астрономические и другие трактаты. Эти книги хранились в плотно закрытых ящиках или корзинах. На каждой из книг имелись ярлычки с надписями о содержании: «Врачевание», «История», «Статистика», «Выращивание растений», «Описание местности» и другие. Были также таблички с метками о местоположении текстов - своеобразные каталоги. Длительная расшифровка записей позволила ученым иметь представление не только о фондах и условиях хранения глиняных книг, но и восполнить знания об истории народа, жившего в этой местности.
Библиотека царя Ашшурбанипала
Своего расцвета Ниневия достигла при царе Ашшурбанипале, который правил в 669—633 годы до нашей эры. Ашшурбанипал много времени посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со  знанием библиотечного дела. Посетителей встречала надпись «Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому великие боги дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо я написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных». «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению в этой Стране...»
Библиотека Ниневии содержала на глиняных страницах своих книг все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. Здесь были исторические тексты, свитки законов, медицинские справочники, описания путешествий, словари со списками шумерских слоговых знаков и грамматических форм и даже словари иностранных слов, так как Ассирия была связана чуть ли не со всеми странами Передней Азии.
В ниневийской библиотеке книги хранились в строгом порядке. Внизу каждой таблички указывалось полное название книги, а рядом – номер страницы. Кроме того, во многих табличках каждая последняя строка предыдущей страницы повторялась в начале следующей.
Имелся в библиотеке и каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний, к которой принадлежала книга. Найти нужную книгу не составляло труда: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела – совсем как в современных библиотеках.
Все книги библиотеки были исполнены на «страницах», сделанных из высококачественной глины. Сначала глину мешали, а потом делали из нее брикеты размером 32 х 22 сантиметра и толщиной в 2,5 сантиметра. Когда "страница" была готова, писец треугольной железной палочкой писал по сырому брикету.
Часть книг в ниневийской библиотеке была доставлена из побежденных Ассирией стран, часть покупалась в государственных и храмовых архивах других городов или у частных лиц. По приказу царя во всех уголках его государства писцы снимали копии с литературных памятников. Работали они с огромным старанием, и на многих табличках делали надпись, подтверждающую идентичность копии и оригинала: «С древнего подлинника записано, а потом сверено». Ашшурбанипал требовал, чтобы его чиновники заботились о пополнении собрания книг. Было найдено несколько глиняных табличек с его распоряжениями: «Драгоценные таблички, которых нет в Ашшуре, найдите и доставьте их мне». Книжные хранилища Ашшурбанипала напоминали огромные винные погреба. На скамейках из глины стоит множество больших сосудов, а в них книги-таблички. Полки в библиотеке также были сделаны из глины, так как в Месопотамии деревья почти не росли, древесина была дорогая. На других глиняных полках сосуды поменьше, в них собственноручные царские записи, в которых рассказывается о военных походах правителей Месопотамии, указы и письма, списки царей, которые когда-либо правили в Месопотамии с того самого времени, когда «цари сошли с неба». А в самых маленьких кувшинчиках – песни древних шумеров, сборники пословиц, плачей, гимны богам.
Библиотека Александрии
Знаменитая на весь мир Александрийская библиотека считалась одним из главных научных центров и самым обширным хранилищем знаний античного мира. В недрах Александрийской библиотеки было собрано около пятисот тысяч уникальных свитков, среди которых - рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и других выдающихся людей.
Проблема пополнения Александрийской библиотеки решалась довольно своеобразно. С каждого корабля, заходившего в порт, изымались все имеющиеся на борту свитки. Иногда их возвращали, но лишь в том случае, если свитки не представляли собой абсолютно никакого интереса. Собранная таким образом коллекция Александрийской библиотеки в разное время насчитывала от двухсот до семисот тысяч манускриптов. Объединенная с музеем, библиотека, по сути, стала первым университетом. Работая в Александрии, Эвклид создавал геометрию, Аристарх предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, Эратосфен с поразительной точностью вычислил окружность нашей планеты, Герофил анатомировал человеческое тело и пришел к выводу, что разум находится в голове, а не в сердце.
Кто и когда уничтожил Александрийскую библиотеку, точно неизвестно. Согласно историкам, в 47 году до нашей эры Цезарь, не желая, чтобы его флот попал в руки египтян, сжег корабли, а вместе с ними портовые доки и склады, где находилось около четырехсот папирусных свитков, которые предполагалось отправить в Рим. Некоторые античные историки пишут, что сгорели не только эти свитки, но и сама библиотека. Однако более вероятно, что она простояла еще более трех веков, вплоть до периода правления императора Аврелия. Широко распространенная версия о том, что в седьмом веке библиотека была разрушена арабами не находит исторического подтверждения.
Библиотека Пергама
Пергамская библиотека была основана во ІІ веке до н.э. Эвменом II. Она стала второй по значению (после Александрийской) библиотекой античности. В ней хранилось около 200 тыс. книг.
В те времена только Александрийская библиотека превосходила Пергамскую богатством и разнообразием своих фондов. Александрия, не желая делить звание мирового центра культуры и науки с Пергамом, делала все возможное, чтобы слава Александрийской библиотеки не могла быть превзойденной кем-то иным. Поэтому александрийский правитель Птолемей V запретил вывозить из Египта папирус, служивший самым распространенным и дешевым материалом для письма в древнем мире. В результате этого пополнение фондов Пергамской библиотеки было поставлено под удар.
Однако это событие не только не погубило Пергамскую библиотеку, но дало ей новый толчок в развитии. Пергамский царь Эвмен ІІ приказал срочно изобрести альтернативный материал для письма и создания книг. И такой материал в довольно короткое время был найден. Даже свое название, «пергамен», он получил по имени города, где был изобретен. Изготавливался пергамен из кусков тончайшей, умело выделанной козьей, бараньей и телячьей кожи. Конечно, материал этот был намного дороже, чем дешевый папирус, да и на выделку и обработку его уходило больше времени. Зато пергамен оказался намного прочнее и долговечнее своего папирусного собрата.
В отличие от папируса, пергамен достойно прошел проверку временем. В дальнейшем именно он, до изобретения бумаги, стал материалом, наиболее используемым в мире для письма. Благодаря этому изобретению Пергамская библиотека еще около ста лет достойно конкурировала с библиотекой Александрии. Сначала пергамен так же, как и папирус, хранился в виде свитков, которые наматывались на деревянные палки. Но потом его научились складывать в отдельные тетради («четверки»), имеющие прямоугольную форму (так называемые «кодексы»). Позже такие тетради стали сшивать в книги в том виде, какими мы их знаем сейчас.
Фонды Пергамской библиотеки были универсальными. Здесь хранились рукописи древнегреческих авторов, научные и религиозные труды, но наибольшую часть фондов составляла медицинская литература.
Располагалась библиотека в довольно просторных помещениях, служивших и в качестве хранилищ, и в качестве читальных залов. Рукописи хранились в строгом порядке в специальных нишах, изготовленных из кедрового дерева, так как считалось, что этот материал способствует наилучшей сохранности книг и оберегает их от насекомых-вредителей. Располагались книжные полки таким образом, чтобы воздух мог свободно циркулировать между ними, что в условиях влажного теплого климата Анталии способствовало предотвращению накопления излишней влаги в книгах.
В Пергамской библиотеке работал целый штат хранителей, писцов и переводчиков. Все книги были систематизированы, велся подробный каталог имеющихся в библиотеке рукописей.
И само помещение библиотеки, и территория вокруг нее были уставлены бюстами и статуями знаменитых философов и писателей, а в центре главного зала возвышалась величественная статуя богини Афины.
Исчезновение Пергамской библиотеки связывают с именем древнеримского полководца Марка Антония. Предположительно в 43 году до н.э. безумно влюбленный в египетскую царицу Клеопатру Марк Антоний сделал своей страстно обожаемой царице грандиозный подарок — 200 тыс. рукописей, составлявших главную ценность Пергамской библиотеки. Клеопатра весьма обрадовалась возможности возрождения величия Александрийской библиотеки, значительно пострадавшей во время масштабного пожара. А Пергамская библиотека, ставшая частью фондов своей более знаменитой конкурентки, навсегда исчезла как самостоятельное книжное собрание.
Библиотеки древнего Китая
Император и государство в Китае воспринимались как единый символ космического порядка, и китайские дворцовые библиотеки были государственными. Императоры читали здесь сами и держали специальных чтецов. Цинь Ши-хуан-ди (III в. до н.э.) запретил иметь библиотеки кому-либо еще и издал указ о сожжении всей неугодной литературы.
Средневековый Китай, как и античную Грецию, можно считать родиной библиотеки. В IV–VI вв. возникают библиотеки буддийских и даосских монастырей, имевшие значительные собрания как религиозной, так и светской литературы. Некоторые части
В VII–X вв. в Китае возникает особое научное учреждение – «книжный двор». Здесь работали выдающиеся ученые, которые занимались также и обучением. Велась также подготовка к государственным экзаменам, необходимым для поступления на государственную службу. А основой системы исследования, воспитания, образования, самообразования была именно библиотека.
В одном из сочинений китайских средневековых историков имеется запись о том, что император сказал первому министру: «Недавно слышал, что библиотеки не в порядке. Из книг, которые выданы, часто случаются пропажи… Императорским чиновникам выдано на руки четыреста шестьдесят томов. Высочайше повелеваю, чтобы был установлен контроль за возвратом всех выданных книг, кроме тех, что были выданы для переписывания».

Одной из крупнейших в Юго-Восточной Азии была священная библиотека Питака-тайк в государстве Паган; ныне это территория Мьянмы – бывшей Бирмы. (В этих местах для письма использовались пальмовые листья, а переплетами служили дощечки из редких пород дерева). Библиотека располагалась в многоярусном здании, сохранившемся до наших дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий