среда, 22 июня 2016 г.

День памяти и скорби

Мужали мальчики в бою…
    В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло так много лет?» Но вправе ли мы забывать о тех, кто погиб, защищая Родину?
Вспомним сегодня хотя бы немного, -
Давние грозные дни страны,
Вспомним мы с вами, дети и внуки,
Не перенёсшие той войны!
Весело и радостно начиналось для советских школьников лето 1941 года: отдых в пионерских лагерях, туристические походы, спортивные состязания, песни у костра с неизменной печеной картошкой…

     Всё оборвалось 22 июня, когда прозвучало страшное слово ВОЙНА.
     Память о том суровом времени, о судьбах детей, чьё детство покалечила война, осталась не только в воспоминаниях очевидцев событий, но и в художественных произведениях российских писателей.
Герои этих произведений — обычные мальчики и девочки самого разного возраста: от малыша до подростка. У каждого из них была своя война: в столичном городе и маленькой деревеньке, на переднем крае или в глубоком тылу... Но, все они были «маленькими» героями «большой» войны.
     Вместе с ребятами летнего сводного лагеря мы вновь перечитали страницы таких книг.

Разведчики! Высоко в облаках – самолеты-разведчики. В глубоком тылу – разведчики-десантники. На минных полях – саперы-разведчики, у радиорубки – разведчики-радисты. И среди них – были юные разведчики! Они добывали информацию о планах гитлеровского командования, проникали в немецкие разведцентры, уничтожали живую силу и технику противника, помогали ликвидировать предателей.

Семяновский Ф.М., Повесть о фронтовом детстве. - М.: Детская литература, 1985. - 126 с.: илл.
Повесть о мальчике – сироте, которого приютили разведчики одного из полков Советской Армии. Как мечтал Федя хоть раз сходить в разведку! Командир говорил ему: «Рано еще, брат, тебе. Подрасти». И приходилось Феде сидеть в тылу, дожидаться, пока другие разведчики вернуться с задания. Но однажды мальчик не выдержал: «Хватит в тепле отсиживаться. Я тоже пойду за "языком"»...

Катаев В.П. Сын полка: Повесть. - М.: Махаон, Азбука - Аттикус, 2014. - 192 с.: илл. - (Классная классика).
У Вани Солнцева, прозванного Пастушком, война отняла родных и близких. О том, как удивительно сложилась судьба осиротевшего Вани, сына полка, рассказал в своей повести автор.

Блокада — окружение, кольцо.
В сентябрь 1941 года враги окружили Ленинград. Началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. В осажденном городе осталось около  двух миллионов человек. Среди них было четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не поступало. В домах не было тепла, водопровод не работал. Но город жил и боролся.
Боролись и дети! Защищали свой город с оружием в руках, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводе – помогали делать снаряды.

Верейская Е.Н. Три девочки: Повесть. - М.: Астрель, АСТ, 2007. - 186 с.: илл.
Добрая, светлая, душевная, трогательная, чистая, сильная и прекрасная книга!!!! На неё откликается сердце. Она о трёх таких разных, но абсолютно чудесных девочках. О дружбе, отношении к родным и соседям, просто к незнакомым людям, к жизни вообще, о трогательной заботе друг о друге в тяжёлые блокадные дни, о преодолении себя и ежедневном маленьком подвиге каждого из героев книги, сложившихся в один большой – Подвиг Ленинградцев.

Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением нашу Армию для борьбы с врагом? Это были старики, женщины и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Наравне с взрослыми без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, дети и подростки работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на военных заводах. В деревнях и селах они выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Все эти дети военного времени, работающие на Победу, не смотря на возраст, проявляли чудеса трудового героизма.

Воронкова  Л. Ф., Девочка из города. Гуси-лебеди: Повести. - М.: Детская литература, 1991. - 223 с.: илл.
Поступок Дарьи Шалиховой удивил всю деревню. Война идет, своих детей трое, а она удочерила осиротевшую девочку из города. Но Дарью трудности не пугали: «Как-нибудь проживем!» Беспокоило другое: станет ли Валентинка звать ее мамой?

Калинин  Ю.Н. Куда не долетали снаряды: Рассказы. – Л.: Детская литература, 1988. – 144 с.: илл.

Автор рассказывает о своем детстве, которое выпало на войну, и прошло оно там, куда не долетали снаряды, - на станции Жарма, бывшего Аягузского района Семипалатинской области. О станции детства, о том, каково было в тылу во время страшной войны, об истинных и ложных ценностях, о становлении характера. О том, как эти суровые, полные лишений годы не сумели отнять у мальчишек радости детства, не ожесточили ребячьи души.

 «Народные мстители», «лесные солдаты», «неуловимая армия»…Так называли партизан в годы Великой Отечественной войны. Они громили врага в тылу. Это было уникальное «движение»! И в этом движении участвовали дети! Их помощь была неоценима!
Ребята выносили с вражеских складов оружие и боеприпасы и при удобном случае – передавали партизанам. Помогали устраивать подпольщикам побеги военнопленных из концлагерей. Термитными зажигательными гранатами сжигали вражеские склады с обмундированием. Находили разбросанные с самолетов листовки и распространяли их в своем райцентре или деревне. Сбивали самолеты, пускали под откос поезда с войсками и военными грузами, разрушали железнодорожные пути, взрывали мосты.

Кассиль Л. Улица младшего сына: Повесть. - М.: Детская литературы, 1987. 312 с.
Мальчик, главный герой повести, Володя Дубинин пытается помочь своей Родине, когда началась война: просится к партизанам в каменоломни. Во время войны Володя отважно разведывает обстановку, первым узнает о том, что немцев прогнали. В конце он трагически погибает.

Алексеев О.А. Пушкинские горы: Повесть в новеллах. /М.: Московский рабочий, 1973. - 112 с.  

В книге рассказывается о Пушкинском заповеднике, который одним из первых превратился в целый партизанский район. Многие описанные в повести события не придуманы. Автор изменил лишь названия деревень, передвинул некоторые события во времени. Это переданные в художественной форме рассказы очевидцев, впечатления самого автора, который мальчиком перенес тяжелое время гитлеровской оккупации. Главные герои книги – деревенский учитель, его сынишка Андрейка, сельский кузнец Володя и партизанский пулеметчик Федор.

Мальчишки и девчонки поделились своими впечатлениями о прочитанном и сложили из бумаги журавликов «цуру» в память о «маленьких» героях «большой» войны.

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Роберт Рождественский




Комментариев нет:

Отправить комментарий